Педагогический анализ воспитательного мероприятия – ГБПОУ Центр НПМР ЛО

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания.

Проведение всестороннего анализа и подготовка плана работы – обязательные этапы деятельности любого руководителя и организатора воспитания. В колледже это прежде всего заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители . Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и план позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности студентов, с которыми эта работа проводилась.

Цель данных методических рекомендаций – оказать поддержку заместителю директора по воспитательной работе, классным руководителям.

Подготовка к анализу воспитательного мероприятия

1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива студентов направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.

2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности студента и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.

3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II - этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия; 
V - этап подведения итогов.

4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у студентов различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия со студентами, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач этапа. Все они имеют свою специфику и требуют определенных знаний и умений педагога.

I. Анализ этапа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели

Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на студентов. Она характеризуется определенным уровнем развития коллектива, интересов и потребностей студентов, их отношением к жизни группы, колледжа. Без анализа сложившейся в группе, колледже воспитательной ситуации, учета ее особенностей невозможно грамотное определение перспектив коллективной жизни, целей и задач ближайших дел.

Первый этап воспитательного мероприятия можно проанализировать по следующему алгоритму.

Алгоритм анализа

1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2.Определить с помощью приведенной ниже таблицы, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия. Рекомендуем использовать следующие критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).

Таблица 1

Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий

Уровни эффективности
Характеристика
1.Критический
Мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации
2.Допустимый
Мероприятие проводится в соответствии с планом работы класса (школы). Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер
3.Оптимальный
В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей студентов. Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия

3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям студентов; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли студенты к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы с классным руководителем.

Анкета для изучения интересов и мнений студентов

  1. С какой целью проводится данное мероприятие?
  2. По чьей инициативе проводится мероприятие?
  3. Что интересного и полезного получено от этого мероприятия?
  4. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
  5. Понравилось ли тебе это мероприятие?
  6. Назови недостатки проведенного мероприятия.

II. Анализ этапа планирования воспитательного мероприятия

От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у студентов развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. Студенты учатся правильно распределить свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.

Алгоритм анализа

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены классным руководителем  на данном этапе.

2.Познакомиться с планом подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных студентов, реализации комплексного подхода к воспитанию.

3.Выяснить путем бесед с классными руководителем и студентами, как при планировании подготовки и проведении мероприятия решались те или иные задачи этапа. Какое участие приняли в планировании студенты, чему они при этом научились, что нового открыли для себя? Способствовало ли планирование мероприятия проявлению активности студентов, их самостоятельности и самодеятельности? Содействовал ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в группе, колледже? Способствовала ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и студентами?

4.Установить, учитывалась ли при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими дела коллектива группы.

5.Выяснить, существует ли связь между первым и вторым этапами мероприятия.

6.Проанализировать, способствовало ли планирование подготовки и проведение воспитательного мероприятия решению его общей цели? Каким образом?

7.Суммировать достоинства и недостатки в организации второго этапа мероприятия. Попытаться установить их причины.

III. Анализ этапа организации мероприятия

Этап организации мероприятия является самым важным для студентов в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в коллективе.

Алгоритм анализа

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию студентов поставлены классным руководителем на данном этапе.

2.Проанализировать путем беседы с педагогами, каким образом и насколько успешно решались эти задачи.

3.Изучить, как была осуществлена управленческая сторона этапа: знает ли сам педагог основные требования к организационной деятельности, руководствуется ли он этими требованиями, какая роль и место в организации мероприятия отведены педагогу, студентам; насколько это оправдано и обосновано.

4.Выяснить, какое участие в организации мероприятия приняли студенты, что сделано педагогом для их активизации, проявления инициативы и творчества: как подобраны организаторы и исполнители, насколько глубоко они проинструктированы, каков уровень разделения труда между организаторами, как осуществляется процесс формирования у них организаторских навыков.

5.Побеседовать со студентами-организаторами и исполнителями и выяснить, чему они научились при подготовке и организации, какие навыки приобрели.

6.Установить, выполнен ли план подготовки мероприятия, и какие аспекты общей цели по воспитанию студентов на организационном этапе.

7.Проанализировать причины высокого (низкого) качества осуществления данного этапа и определить, как это повлияло в дальнейшем на ход мероприятия.

IV.Анализ этапа проведения мероприятия

Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией. Посещение и непосредственное наблюдение за ходом мероприятия дает большие возможности для их правильной оценки.

Алгоритм анализа

Посетить воспитательное мероприятие и путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, эффективность воспитательного влияния на студентов. Для наблюдения рекомендуется использовать карту посещения воспитательного мероприятия (таблица 2).

Таблица 2

Карта посещения воспитательного мероприятия

Класс:
Классный руководитель (Ф.И.О.):
Вид воспитательного мероприятия:
Тема:
Цель:
Задачи:
 
 
 
Структура мероприятия
результаты наблюдения
использованы
характеристика использования методов и приемов воспитания
замечания и предложения анализирующего мероприятие
методы воспитания
приемы педагогического воздействия
организационная часть
 
 
 
 
основная часть
 
 
 
 
заключительная часть
 
 
 
 

2.При наблюдении и заполнении карты обратить внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление;
б) убедительность, четкость раскрытия перед учащимися цели и задач проводимого мероприятия;
в) осознанность цели учащимися;
г) выполнение комплексной цели воспитательного мероприятия (как решены воспитательные, образовательные и развивающие задачи);
д) причины недостатков (достоинство) мероприятия, которые могут заключаться в таких моментах, как:

  • соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
  • соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
  • организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
  • педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность и т.д.

3. Сделать вывод и заключение на основе наблюдения о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

V. Анализ этапа подведения итогов

Подведение итогов предполагает оценку мероприятия студентами на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у студентов умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление : умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

Алгоритм анализа

  1. Определить, насколько выполнены задачи данного этапа.
  2. Оценить уровень сформированности у студентов умения анализировать качество не только самого мероприятия, но и всех его этапов, связей между ними, умения делать практические выводы на основе анализа, общие заключения по мероприятию и работе своих однокурсников.
  3. Проанализировать активность студентов при обсуждении мероприятия, умение давать правильную оценку фактам, устанавливать причины их возникновения, формулировать предложения по устранению причин отрицательных или по развитию положительных фактов.
  4. Дать оценку поведения педагога на этом этапе, насколько умело он определяет задачи анализа, настраивает  на глубокое осмысление мероприятия, помогает им сосредоточить внимание на главных моментах, насколько педагог способствует созданию атмосферы доброжелательности, непринужденности при обсуждении мероприятия. При этом обратить внимание на такт педагога, его умение активизировать обсуждение.
  5. Суммировать информацию, полученную при анализе всех этапов, и на основании этого сделать вывод о мероприятии, его воспитательной ценности и эффективности.

Приложение 1

Алгоритм анализа воспитательного мероприятия

I. Оценка педагога как воспитателя:
  1. компетентность и уровень его эрудиции;
  2. уровень заинтересованности в проводимом мероприятии;
  3. степень демократичности в общении с воспитанниками;
  4. степень воздействия и помощи воспитанникам;
  5. культура речи, мимика и жесты.
II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников:
  1. активность воспитанников в процессе проведения мероприятия;
  2. их заинтересованность в течение всего времени проведения;
  3. степень инициативности и творчества самих воспитанников;
  4. уровень самостоятельности воспитанников;
  5. степень эмоциональности воспитанников;
  6. степень дисциплинированности и ответственности.
III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:
  1. Научность и мировоззренческая направленность содержания;
  2. доступность и посильность содержания для данного возраста;
  3. степень актуальности содержания (связь с жизнью);
  4. целесообразность и познавательная ценность содержания.
IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:
  1. степень рациональности и эффективности использования времени;
  2. эстетическая и действенность оформления;
  3. общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;
  4. выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;
  5. степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).
V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:
  1. социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;
  2. реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;
  3. степень эмоционального и воспитательного воздействия;
  4. степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия